Как правильно переключать передачи на велосипеде

Устройство велосипеда
Нет комментариев
1451

Велосипед любят и взрослые, и дети. Сегодня на рынке лидируют многоскоростные модели. Они отличаются от классического односкоростного варианта наличием большего количества передач. 

На обычном велосипеде скорость зависит от физической подготовки человека, а процесс торможения осуществляется с помощью педалей. Многоскоростная модель обладает сложным механизмом трансмиссии. Человеку, который впервые сел на такой велосипед, поначалу будет непросто управлять им. Чтобы избежать травм и продлить срок эксплуатации транспортного средства, необходимо знать правила переключения передач. В статье расскажем о них и о том, как работают скорости на велосипеде. 

Назначение переключателя скоростей

Главная задача передач — создать велосипедисту более комфортные условия для движения. Вариации скоростей позволяют снизить утомляемость, сэкономить силы и грамотно распределить нагрузку. С помощью передач можно регулировать усилия на педалях в зависимости от различных факторов. Ими могут быть:

  • Тип и качество дорожного покрытия. Езда по трассе, неровному городскому асфальту или грунтовой дороге будет сильно отличаться.
  • Рельеф дороги — еще один важный параметр выбора скорости. Она будет разной на равнине, подъеме или спуске, при разгоне или плавном торможении.
  • Погодные условия. Опытные велосипедисты учитывают, какой ветер дует: встречный или попутный.
  • Требуемая скорость движения. При выборе передачи нужно обращать внимание на дорожные знаки. Это позволит определить, можно ли взять разгон или необходимо поддерживать определенную скорость движения.
  • Физическое состояние велосипедиста. Нужно реально оценивать свои возможности.

Переключение скоростей — очень важный момент в эксплуатации велосипеда. Правильное использование передач помогает быстрее добраться в пункт назначения. При этом энергии тратится намного меньше. Также от грамотного подбора передач зависит срок службы велосипеда.

Важно! Новичкам нужно быть особенно внимательными: произвольный выбор передач оказывает серьезную нагрузку на коленные суставы, что может привести к травмам.

Как устроены передачи

Трансмиссия велосипеда приводит его в движение с помощью передачи усилий от ног через педали к заднему колесу. Устройство этой системы состоит из комплекса взаимосвязанных элементов:

  • шатунов;
  • кареток;
  • шестеренок (звездочек) различного диаметра;
  • велосипедной цепи;
  • переднего и заднего переключателей скоростей;
  • манеток (шифтеров);
  • тросиков.

Звездочки находятся в двух блоках. Набор, который расположен возле переднего колеса, называется «система», возле заднего — «кассета». На звезды натягивается велосипедная цепь.

Задний переключатель регулирует передачи и натяжение цепи, передний участвует исключительно в изменении скорости. Им оснащены модели с двумя и более звездочками впереди.

Переключение передач — это последовательное перебрасывание велосипедной цепи с одной звездочки на другую с помощью переднего и заднего переключателей. Комбинирование различных шестеренок позволяет грамотно распределить нагрузку и обеспечивает комфортную езду. 

За то, как переключаются скорости на велосипеде, отвечают также манетки. Это механизмы, которые крепятся на руль и управляют переключателями с помощью специальных тросиков. Левая манетка используется для переключения шестеренок в переднем блоке и езды по однотипной местности. Правая манетка отвечает за переключение звездочек в задней кассете и позволяет часто менять скорости в пути. 

Манетки бывают двух видов:

  • Шифтерные (вращательные). Переключение передач происходит поворотом ручки на себя или от себя. 
  • Триггерные (рычажковые). Скорости переключаются специальными рычагами.

На манетки нанесены цифры, которые соответствуют номеру текущей звездочки. Звезды пронумерованы слева направо.

Выбор передачи

При выборе передачи нужно учитывать каденс — частоту вращения педалей в минуту. Оптимальный показатель — 80-110 оборотов. Рекомендуется поддерживать его при любых условиях для безопасного распределения нагрузки на сердце и суставы. Для удобства можно использовать  велокомпьютер, который будет следить за подсчетом каденса.

В зависимости от модели велосипеда и определенных факторов используются конкретные передачи. Рассмотрим основные комбинации:

  • Самая большая передняя звезда предназначена для катания по ровной поверхности (шоссе, асфальту, укатанной грунтовке) с минимальным сопротивлением ветра. Используется на спусках и для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. Средняя скорость — до 10 км/ч. Эффективно работает в паре с четвертой по восьмую шестеренками. В комбинации с самой маленькой передней звездочкой используется на крутых подъемах. В сочетании с самой маленькой задней дает максимальную скорость.
  • Средняя передняя шестеренка — основная рабочая звезда. Она используется для езды по неровной или грунтовой дороге, а также для небольшого увеличения нагрузки на ноги. Хорошо сочетается с третьей по шестую задними звездочками, но возможны комбинации со всеми задними звездами. На такой передаче велосипед легко преодолевает сопротивление ветра и может совершать больше маневров. Средняя скорость — 20-25 км/ч, после этого рекомендуется переходить на третью шестеренку.
  • Маленькая передняя звездочка используется при подъемах и спусках, сильном встречном ветре, при катании по пересеченной местности, вязкой грунтовой дороге, песку, густой траве и т.д. Самые распространенные комбинации — с первой по третью задними звездами. Скорость движения превышает 25 км/ч.

Важно! Начинайте движение со средней передней звезды. Оптимальное комбинации: 2-4, 2-5. Подбирайте передачу задним переключателем, чтобы избежать сильных нагрузок на ноги. 

Правила переключения скоростей

Каждая передача соответствует конкретному способу катания. Чтобы избежать возможных травм или быстрого износа транспортного средства, важно четко следовать инструкции и соблюдать принципы регулировки передач. 

Как правильно переключать скорости на велосипеде:

  • Чтобы выбрать нужную передачу, не перепрыгивайте резко через остальные, а идите последовательно, скорость за скоростью. Такой подход поможет избежать повреждений деталей и узлов трансмиссии. Если же пропустить несколько скоростей, это приведет к быстрой поломке переключателя и звезд.
  • Меняйте скорости при статичном положении педалей. В такой момент цепь свободна от нагрузки, и переключение происходит плавно и легко. Если же регулировать передачи при крутящихся педалях, это может привести к затруднениям в переключении, поломке цепи или всего механизма.
  • Чтобы не заклинило цепь, задние и передние переключатели задействуйте поэтапно. 
  • Всегда переключайтесь только на ходу.  Выбор передачи при неподвижном велосипеде может вывести трансмиссию из строя. 
  • Придерживайтесь рекомендованных комбинаций звезд.
  • Переключайтесь не на самом подъеме или спуске, а перед ними. Перед подъемом в гору немного разгонитесь и переключите скорость, перед спуском, наоборот, притормозите и измените передачу.
  • Не переключайте скорости при сильном перекосе цепи.
  • Переключения должны быть бесшумными. Возникновение металлического скрежета говорит о выборе неправильного соотношения звезд и перекоса цепи. Другой вариант — неправильно настроенная трансмиссия велосипеда.

Уход за системой переключения передач

Придерживайтесь следующих советов для долгого срока службы вашего велосипеда:

  • Регулярно чистите и смазывайте силиконовыми составами элементы трансмиссии: велосипедную цепь, шестеренки, кассеты и другие детали.
  • Не допускайте частого контакта с водой. После попадания под дождь тщательно протрите цепь и звезды, немного смажьте их.
  • Отслеживайте появление специфических звуков. Если при переключении передач вы слышите характерные щелчки, обращайтесь в сервисный центр.
  • Контролируйте состояние цепи: периодически измеряйте ее длину для исключения вероятности растяжения.
  • Проводите полную диагностику транспортного средства хотя бы раз в год.

Чтобы велосипед служил вам долгие годы, соблюдайте основные правила эксплуатации. Следите за его техническим состоянием и не забывайте правильно переключать скорости. Желаем вам ровных дорог и приятных поездок!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *