Руководство по переспицовке колеса велосипеда

Уход и ремонт
Нет комментариев
3804

Даже при самой аккуратной эксплуатации в определенный момент возникнет необходимость переспицовки. Это происходит потому, что колеса теряют изначальную форму с течением времени или вследствие дорожного происшествия. Ездить на таком байке уже нельзя. В этой статье мы подробно рассмотрим, как правильно переспицевать колесо на велосипеде, почему может возникнуть такая необходимость, а также предоставим пошаговую инструкцию.

Причины деформации колеса

Выделяют следующие основные причины, по которым первоначальная форма колеса может измениться:

  • Высокая нагрузка на основные узлы и, как следствие, на колеса. Например, если вы приобрели модель, которая не подходит под ваш рост и вес.
  • Резкое торможение также увеличивает нагрузку на спицы.
  • Если вы часто входите в крутые повороты, это тоже может сказаться на состоянии спиц.
  • Причиной деформации могут стать неровности рельефа местности.
  • Часто причиной проблем становится падение пилота или сильный удар.
  • К деформации колеса приводят также разболтанные спицы.

Все эти сложности можно решить переспицовкой велосипеда. С этой проблемой можно обратиться в мастерскую, специалисты которой легко проведут все необходимые работы. Однако полезнее научиться делать это самостоятельно, так как необходимость в переспицовке может настигнуть вас в любой момент, в том числе – в пути.

Виды переспицовки колес

Переспицовка делится всего на два основных вида: радиальную и тангенциальную, однако можно встретить и такие названия как смешанная или «крученые спицы». Эти названия базируются на рисунке, который получается из спиц в результате. Отличительная особенность радиальной переспицовки – отсутствие пересечения между спицами.

Особенности радиальной спицовки

Обычно радиальная спицовка используется только для передних колес байка. Такое решение обосновано тем, что передние колеса в меньшей степени подвержены нагрузке, которая передается от тормоза или педалей. Тем не менее, переднее колесо получает внушительную долю вертикальной нагрузки. Именно поэтому количество спиц при таком виде достигает 32. При этом направление головки спицы не играет никакой роли, все зависит исключительно от вашего желания.

Особенности тангенциального спицевания

Этот вид считается наиболее надежным и подходящим для любого колеса. Тангенциальное спицевание позволяет выдержать практически все виды нагрузок, которые могут быть применены к колесам во время эксплуатации. Основная особенность этого вида спицовки заключается в том, что более широкий угол между фланцами и спицей делает колесо более прочным: так нагрузка распределяется равномернее.

Лучше всего такой вид спицевания подходит для задних колес. Наиболее популярным рисунком считается «три креста»: он проверен поколениями велосипедистов и хорошо себя зарекомендовал.

Как правильно переспицевать колесо велосипеда

Переспицовка велосипеда своими руками требует детального понимания каждого этапа такой работы. Рынок изобилует множеством деталей, однако такое изобилие не облегчает сам процесс, а лишь позволяет велолюбителю выбрать наиболее подходящие варианты. Если спицовка не получится с первого раза, расстраиваться не стоит: это тот опыт, который вам в любом случае необходимо наработать, поэтому имеет смысл сперва потренироваться.

Оптимальным решением будет произвести свою первую переспицовку под присмотром профессионала, который объяснит каждый этап и поможет, если что-то пойдет не так. Для работы необходимо заранее подготовить все необходимые инструменты, к которым относятся:

  • Станок для колеса;
  • Спицевой ключ;
  • Тензометр — прибор, который определяет натяжение спиц.

Переспицовка колеса велосипеда: пошаговая инструкция

Всего у переспицовки три этапа:

  • Выбор необходимой длины спицы.
  • Установка спиц.
  • Натяжение спиц.

Для того чтобы правильно рассчитать необходимую длину спицы, придется воспользоваться довольно сложной формулой. Велик риск вычислить длину неправильно. Для того чтобы избежать ошибок, рекомендуется пользоваться специальными калькуляторами: их можно найти на онлайн ресурсах. Чаще всего длина спиц рассчитывается для спицевания «три креста», однако в некоторых программах можно самостоятельно указать предпочитаемый тип спицовки. Покупать спицы можно только после того, как вы проведете все расчеты, чтобы не потратить деньги зря.

Как правильно переспицевать колесо на велосипеде своими руками:

  • Сначала необходимо облегчить вращение нипелей. Сделать это можно путем смазывания резьбы у каждой спицы. Использовать для этого можно масло или специальную смазку.
  • Затем необходимо разделить спицы на четыре одинаковых группы.
  • Первая группа спиц заправляется во фланец по направлению от себя, а вторая – на себя. Начинать необходимо с той группы, что заправляется по направлению от себя.
  • Проще всего проводить спицевание, расположив обод на коленях.
  • Заправив первую группу, необходимо надеть нипель, закрепив первую спицу на ободе достаточно прочно. Вставлять необходимо в четвертое отверстие, отсчитав от первой спицы три пустых.
  • Если вы все сделали правильно, между спицами на фланце останется одно пустое отверстие, а на ободе – три пустых отверстия.
  • После этого обод можно перевернуть и продолжить спицовку.
  • Необходимо взять спицу и пустить ее параллельно оси втулки по направлению к противоположному фланцу.
  • Спица должна упираться исключительно между отверстиями, вставить ее необходимо в левое отверстие.
  • Аналогичным образом требуется расположить все спицы второй группы.
  • Необходимо снова повернуть к себе колесо правым фланцем: можно вводить следующую спицу.
  • Спицу необходимо продеть через фланец с внутренней стороны.
  • При установке важно следить за тем, чтобы спица пересеклась с тремя ранее установленными на том же фланце спицами.
  • Чтобы эта спица могла пройти за перекрестной, необходимо ее немного согнуть.
  • После трех крестов между спицами должно остаться одно отверстие.
  • Все остальные спицы устанавливаются аналогичным образом.

Если спицу невозможно протянуть до нужного отверстия, а нипель не затягивается, где-то была допущена ошибка.

Следующий этап – натяжение спиц.

  • Все нипели натягиваются на одинаковое число оборотов.
  • Спицы должны оставаться свободными и с равным уровнем натяжения.
  • Чтобы спицы были более ровными, перед тем как осуществлять натяжение можно немного подогнуть их вручную к фланцу.
  • Спицы натягиваются медленно и без спешки, чтобы не допустить непоправимой ошибки.
  • Если вы выявили дефекты формы, устранять их необходимо так же медленно и по отдельности.
  • Чтобы убрать так называемое «яйцо», один из типов искривления, необходимо определить верхнюю точку на ободе. Если вершина совпадает с любой спицей, ее подтягивают на оборот, а соседние – на пол-оборота. Если вершина располагается между спиц, на пол-оборота подтягиваются все спицы.
  • Если вы обнаружили искривление «зонт», необходимо подтянуть на пол-оборота все спицы, которые выглядят проблемными.

Заключение

Процесс переспицовки колеса нельзя назвать простым. Конечно, с этой задачей проще всего обратиться к механику: этот специалист точно сделает все с оптимальной скоростью и качественно. Однако сложность в том, что необходимость в переспицовке может настигнуть вас буквально в любой момент. Оказавшись на трассе без механика и необходимых инструментов, вы не сможете устранить проблему, и придется возвращаться пешком. И это далеко не единственный случай, когда может потребоваться быстрое самостоятельное вмешательство. Поэтому научиться переспицовке должен каждый велосипедист вне зависимости от уровня подготовки. Лучше попробовать несколько раз и научиться делать это в совершенстве, чем в нужный момент выяснить, что у вас так и не дошли руки до тренировок.

Основные советы новичкам, которые планируют обучиться переспицовке:

  • Все детали и инструменты необходимо подбирать тщательно. В первый раз можно посоветоваться со специалистом, который учтет как ваш уровень подготовки, так и технические характеристики велосипеда, а также ваши финансовые ожидания.
  • Все расчеты по длине спиц необходимо произвести заранее, а также перепроверить их, чтобы не оказаться в неприятной ситуации.
  • Необходимо подготовить инструкцию, которой вы будете следовать, и обеспечить полное соответствие, не внося в нее никаких корректив.
  • Если вы допустили ошибку, проще всего будет начать заново. Исправление ошибки – выбор уже более обученных специалистов, если вы только начинаете тренировки по спицеванию, лучше не усугублять ситуацию, а начать сначала.
  • Спицы натягиваются поочередно, а не все сразу.
  • Если вы обнаружили отклонения при натяжении, убирать их необходимо поочередно.
  • Перетягивать спицы нельзя: это может повредить нипели и обод. Многие ошибочно полагают, что сильное натяжение спиц сделает их более прочными, а колеса – более устойчивыми к нагрузкам, однако на деле все с точностью до наоборот.
  • Если вы обнаружили перетянутые спицы, ослабить необходимо не только их, но и соседние с ними.
  • Легко сломаются во время эксплуатации не только перетянутые, но и слишком ослабленные спицы, поэтому необходимо убедиться в том, что натяжение выбрано оптимально.
  • После того как вы подтянули спицы, необходимо проверить настройку.
  • Проверять натяжение можно спустя уже пару месяцев после проведенной переспицовки.

Следуя всем советам и рекомендациям, вы научитесь проводить переспицовку своими руками и станете более подготовленным к различным неприятностям пилотом. А это значит, что езда на велосипеде будет приносить вам только положительные эмоции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.